Номер Соглашения о предоставлении субсидии: 14.578.21.0259
Тема: «Создание маломерного научно-исследовательского судна для комплексных исследований морской прибрежной акватории с применением инновационной методологии проектирования, разработкой системы управления жизненным циклом изделия (судна) и внедрением режима безэкипажного управления движением»
Приоритетное направление: Транспортные и космические системы
Критическая технология: Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта
Период выполнения: 26.09.2017 – 30.06.2020
Индустриальный партнер: Акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка»
Цель проекта: разработка прототипа маломерного научно-исследовательского судна прибрежной зоны плавания с элементами безэкипажного управления движением.
В процессе реализации проекта будут решаться следующие задачи:
- исследование возможности имплементации инновационной методологии проектирования судна, основанной на технологии сквозной электронной модели изделия на этапах проектирования, производства и сервисного обслуживания;
- исследование и синтез цифровых радиоэлектронных систем и систем управления маломерным безэкипажным морским судном.
Этап № 1: 26.09.2017 – 29.12.2017
В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 26.09.2017 № 14.578.21.0259 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы» на этапе № 1 в период с 26.09.2017 по 29.12.2017 выполнялись следующие работы:
- аналитический обзор современной научно-технической, нормативной, методической литературы, затрагивающей научно-технические проблемы создания системы управления жизненным циклом судна по управляемым параметрам эксплуатации и готовности, технологий дистанционного управления транспортными средствами (в том числе безэкипажными судами), контроля мореходности судна, алгоритмов беспилотного управления движением судов, в том числе обзор научных информационных источников;
- исследование вариантов построения структурных схем и алгоритмов функционирования цифровых радиоэлектронных систем дистанционного управления безэкипажным судном;
- проведение патентных исследований;
- разработка технического задания на проектирование прототипа судна НИС «ПИОНЕР-М»;
- разработка эскизного проекта на прототип судна НИС «ПИОНЕР-М».
При этом были получены следующие результаты:
- Проведен анализ состояния вопроса по созданию систем управления жизненным циклом судна по управляемым параметрам эксплуатации и готовности. Предлагаемые формулировки и решения, применяемые к созданию электронной модели судна в отличие от зарубежных стран, не имеют широкого распространения в экономике Российской Федерации при создании такой высокотехнологичной продукции, как объекты морской инфраструктуры.
- Разработана обобщенная структурная схема цифровой радиоэлектронной системы дистанционного управления судном в безэкипажном режиме. Разработаны варианты структурных схем береговой и судовой подсистем, цифровой радиоэлектронной системы дистанционного управления судном в безэкипажном режиме. Разработаны структурные схемы и алгоритмы подпрограмм работы устройства формирования, обработки и передачи видеоизображений в системе дистанционного управления судном в безэкипажном режиме. Выполнен анализ систем роботизированного зрения для задач дистанционного управления подвижными объектами. Исследованы варианты структурной схемы цифровой радиоэлектронной системы дистанционного управления судном в безэкипажном режиме с использование WiFi канала связи и с использованием канала связи по стандарту IEEE 802.22.
- Выполнен обзор существующих методов автоматического управления судами различного назначения, в т.ч. проанализированы современные запатентованные решения, а также решения, основанные на классических методах управления. Предложен способ управления угловой скоростью судна при так называемом «сильном маневре», которые представляет собой развитие известного подхода и позволяет достичь лучших (с точки зрения качества управления) результатов.
- Выполнена постановка задачи автоматического обнаружения препятствий на водной поверхности с борта беспилотного суда, а также задачи их автосопровождения; предложены усовершенствованные алгоритмы построения границ морской поверхности, обнаружения и автосопровождения объектов в реальном масштабе времени; разработан соответствующий математический аппарат для описания модели судна и модели препятствий, а также модели измерений; предложен алгоритм обхода препятствий; предложенные алгоритмы и методы были протестированы, как на реальных, так и модельных данных.
- Выполнен анализ существующих методов мореходности; приведен сравнительный анализ классических методов контроля мореходности с решениями на основе оптимального управления; приведено решение задачи Лагранжа-Понтрягина для бортовой качки на продольном волнении; сформулированы основные положения для разработки алгоритмов контроля мореходности на основе асимптотических методов анализа больших уклонений, позволяющие реализовать контроль в бортовых условиях вплоть до управления в безэкипажном режиме.
Этап № 2:01.01.2018 – 31.12.2018
В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 26.09.2017 № 14.578.21.0259 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы» на этапе № 2 в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 выполнялись следующие работы:
- разработка формата представления электронной модели судна на этапах проектирования, производства и сервисного обслуживания, обеспечивающей переход на 100% цифровую модель на всех этапах жизненного цикла;
- разработка регламента взаимодействия участников процесса на основе дата-центричной электронной модели между конструкторским бюро, заводом-строителем и сервисно-эксплуатирующей организацией;
- разработка методологии системы управления жизненным циклом изделий судостроения на основе управляемых параметров эксплуатации и готовности;
- разработка и оптимизация технико-экономической модели жизненного цикла проектируемого научно-исследовательского судна;
- разработка и исследование методов повышения различимости объектов на цифровых телевизионных изображениях, полученных в сложных метеоусловиях;
- экспериментальные исследования характеристик каналов связи цифровых радиоэлектронных систем при дистанционном управлении безэкипажным судном;
- разработка концепции системы контроля мореходности, основанной на новой технологии, связывающей построение типовых критических траекторий (профилей) движения судна с оценкой вероятностей наступления критических ситуаций;
- разработка алгоритмов идентификации, фильтрации и вычисления вероятностных оценок мореходности (алгоритмов контроля мореходности);
- разработка макета, имитирующего различные режимы качки судна;
- разработка концепции информационной системы беспилотного управления движением судна по маршруту;
- разработка алгоритмов автоматической прокладки маршрута судна;
- синтез законов управления системы динамического позиционирования судна при движении по маршруту;
- разработка алгоритмов предотвращения столкновений судна с объектами на морской поверхности по информации, поступающей с видеокамеры;
- разработка алгоритмов анализа видеоизображений с обнаружением объектов на морской поверхности и определения их характеристик;
- разработка технического проекта на прототип судна НИС «ПИОНЕР-М».
При этом были получены следующие результаты:
- Разработан технический проект на прототип судна НИС «ПИОНЕР-М» с применением инновационных композитных материалов корпуса судна – трехслойных сендвич-панелей с использованием конструкционных пенопластов и судостроительного полипропиленового сотового материала, имплементацией специфических элементов конструкции и судового оборудования.
- Разработана новая методология проектирования маломерных судов, а именно: формат представления электронной модели судна на этапах проектирования, производства и сервисного обслуживания, обеспечивающей переход на 100% цифровую модель на всех этапах жизненного цикла; регламент взаимодействия участников процесса на основе дата-центричной электронной модели между конструкторским бюро, заводом-строителем и сервисно-эксплуатирующей организацией; методология системы управления жизненным циклом изделий судостроения на основе управляемых параметров эксплуатации готовности; технико-экономическая модель жизненного цикла научно-исследовательского судна.
- Разработаны и исследованы методы повышения различимости объектов на изображениях, полученных в условиях недостаточной видимости, предложены варианты аппаратной реализации методов; структурные и функциональные схемы устройства повышения различимости объектов на изображениях. Проведены экспериментальные исследования характеристик каналов связи на основе технологий GSM и Wi-Fi. Разработана компактная антенна судовой подсистемы.
- Разработана концепция системы контроля мореходности, основанная на новой технологии, позволяющей в реальном времени прогнозировать возможное развитие процесса в направлении критических ситуаций. Эскизная программная документация на алгоритмы контроля мореходности может быть представлена на рынке как средство предотвращения аварийных ситуаций при движении судна.
- Получены новые решении задач поиска кратчайших путей между точками обсервации, автоматического обнаружения препятствий и их автосопровождения при сложном фоне. Результаты исследований позволят осуществить движение судна в безэкипажном режиме посредством применения алгоритмов автоматической прокладки маршрута судна, синтеза законов управления системы динамического позиционирования судна при движении по маршруту, алгоритмов предотвращения столкновений судна с объектами на морской поверхности.
По результатам исследований и разработок поданы патентные заявки:
- Заявка на патент на изобретение «Способ управления угловой скоростью судна-катамарана при «сильных» маневрах». Уведомление ФИПС от 11.09.2018 № 2018132564.
- Заявка на патент на полезную модель «Устройство преобразования яркости цифрового телевизионного изображения». Уведомление ФИПС от 19.11.2018 № 2018140812.
Проект по созданию НИС «ПИОНЕР-М» формирует один из наиболее перспективных рынков морской техники – безэкипажные суда. Создание научно-исследовательского комплекса, включающего судно, береговой пункт управления и робототехнический комплекс, способный выполнять заданную программу измерений параметров морской среды в автономном режиме, дают опережающее заполнение ниши будущего рынка безэкипажных (малоэкипажных) судов и морских РТК в рамках дорожной карты MariNet Национальной технологической инициативы.
Направления и тренды инновационного судостроения определяют необходимость увеличения специализации судов при повышении уровня их автоматизации с целью уменьшения постоянного присутствия человека. Использование безэкипажных судов по сравнению с традиционными судами позволяет снизить риска смертности экипажей судов, работающих в опасных условиях (например, при обслуживании и мониторинге нефтегазовых месторождений, сейсморазведке, мониторинге погодной и экологической обстановки, мониторинге рыбных ресурсов, а также в процессе обеспечения безопасности акваторий), способствует повышению безопасности судоходства.
Этап № 3: 01.01.2019 – 31.12.2019
В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 26.09.2017 № 14.578.21.0259 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 3 в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 выполнялись следующие работы:
- разработка информационной системы, реализующей единое проектно-производственное пространство между участниками жизненного цикла;
- выбор и обоснование методов представления и форматов описания данных для технологической подготовки производства и строительства судна;
- разработка электронных форматов и регламентов сервисного обслуживания судна;
- моделирование структурных схем и алгоритмов функционирования цифровых радиоэлектронных систем дистанционного управления безэкипажным судном;
- разработка основных технических требований к элементам структурных схем цифровых радиоэлектронных систем дистанционного управления безэкипажным судном;
- создание математических и компьютерных моделей для проведения испытаний разрабатываемых методов и алгоритмов системы беспилотного управления движением судна по маршруту;
- проведение лабораторных испытаний программного обеспечения, реализующего предложенные алгоритмы беспилотного управления движением судна по маршруту;
- разработка вариантов аппаратной реализации бортовой и береговой подсистем системы дистанционного управления безэкипажным судном;
- разработка и изготовление макета радиоэлектронной системы дистанционного управления безэкипажным судном НИС «ПИОНЕР-М»;
- создание математических и компьютерных моделей критических ситуаций мореходности;
- изготовление макета, имитирующего различные режимы качки судна;
- проведение лабораторных испытаний программного обеспечения алгоритмов контроля мореходности на компьютерных моделях и имитационном макете;
- анализ результатов, полученных в ходе лабораторных испытаний системы контроля мореходности, разработка предложений по модернизации алгоритмов работы системы контроля мореходности;
- обобщение и оценка полученных в ходе ПНИЭР результатов, в том числе: анализ выполнения требований ТЗ; оценка полноты решения задач и достижения поставленных целей ПНИЭР; технико-экономическая оценка полученных результатов ПНИЭР в сравнении с современным научно-техническим уровнем;
- разработка предложений и рекомендаций по реализации (коммерциализации) результатов ПНИЭР, вовлечению их в хозяйственный оборот с учетом технологических возможностей и особенностей индустриального партнера.
При этом были получены следующие результаты:
- в части разработки новой методологии проектирования маломерных судов разработана информационная система, реализующая единое проектно-производственное пространство между участниками жизненного цикла, обоснован выбор методов представления и форматов описания данных для технологической подготовки производства и строительства судна, разработаны электронные форматы и регламенты сервисного обслуживания судна;
- построена модель сети радиоэлектронной системы дистанционного управления безэкипажным судном, разработана ip адресация сети берегового и бортового комплексов, проведено моделирование берегового и бортового комплексов системы управления безэкипажными судами;
- разработаны основные технические требования к элементам структурных схем цифровых радиоэлектронных систем дистанционного управления безэкипажным судном;
- созданы математические и компьютерные модели для проведения испытаний методов и алгоритмов системы беспилотного управления движением судна по маршруту, проведены лабораторные испытания программного обеспечения, реализующего предложенные алгоритмы;
- изготовлен макет, имитирующий различные режимы качки судна;
- разработаны варианты аппаратной реализации бортовой и береговой подсистем системы дистанционного управления безэкипажным судном;
- разработан и изготовлен макет радиоэлектронной системы дистанционного управления безэкипажным судном НИС «ПИОНЕР-М».
По результатам исследований и разработок получены следующие охраноспособные РИД:
- Изобретение, патент № 2693403 от 03.07.2019, «Способ управления угловой скоростью судна-катамарана при «сильных» маневрах», РФ.
- Полезная модель, патент № 190476 от 02.07.2019, «Устройство преобразования яркости цифрового телевизионного изображения», РФ.
- Программа для ЭВМ, свидетельство о государственной регистрации № 2019662838 от 03.10.2019, «Комплексная программа стенда имитации качки судна», РФ.
- Полезная модель, заявка № 2019120148 от 26.06.2019, «Система оперативного контроля крена», РФ.
- Изобретение, заявка № 2019138118 от 25.11.2019, «Способ оценки дневной оптической дальности видимости по цифровым изображениям», РФ.